
Спасатели предупреждают, что фрагменты обломков разбившегося "Прогресса" токсичны: в состав ракетного топлива входил гептил - вещество первого класса опасности. По оценке специалистов, оно в шесть раз токсичнее синильной кислоты.
Говорят, что еще лет 25 назад за произнесенное вслух слово "гептил" можно было угодить в тюрьму. Между тем, химики, экологи, местные жители и туристы - любители путешествовать по Горному Алтаю - о токсичности космических обломков знают уже давно. И давно обсуждают эту проблему.
Далее цитата: "Гептил попадает в окружающую среду главным образом путем дисперсии его в атмосфере и при проливе остатков топлива в момент падения топливных баков на землю. Наличие продуктов его распада, по некоторым официальным сообщениям, обнаруживается только в почве и на растительности. Ни в воде, ни в воздухе, ни в продуктах питания ни разу не были обнаружены даже продукты его распада", - делают выводы ученые. - Однако высокая заболеваемость населения, проживающего на территории, прилегающей к районам падения, свидетельствует о том, что на него постоянно действуют какие-то токсические факторы. Проведение анализа этой заболеваемости осложняется тем, что клинические проявления отравления гептилом и его производными носят неспецифический характер".
Как свидетельствуют ученые, "клиническая картина отравления гидразином зависит от пути поступления его в организм, дозы и длительности воздействия. Она настолько полиморфна (от легкой тошноты и головокружения до тяжелых бронхоспазмов, нейротоксикоза и поражения печени) и настолько неспецифична, что трудно доказать, чем именно вызваны наблюдаемые явления".
Между тем, как пишут ученые, неоднократно поднималась проблема алтайского феномена - "желтые дети", рождение которых связывают с токсическим воздействием гептила на беременных женщин, у которых развивалась анемия. Так, например, в 1989 году Тальменский район приобрел печальную известность в связи с рождением так называемых "желтых детей". Летом 1989 года в двух удаленных друг от друга районах - Локтевском и Тальменском - стали регистрироваться с нарастающей частотой желтухи новорожденных. С 1990 года заболевание стали регистрировать и в других районах Алтая.
"Сам феномен "желтые дети" не является чисто алтайским, - поясняют исследователи. - Рождение "желтых детей" наблюдалось также в Астраханской области, Башкирии и других местах, где действовали уже другие экологические факторы. Однако один из них тот же: токсические элементы ракетного топлива. Сегодня мы знаем, что это гептил".
После того, как стало известно о возможной токсичности обломков разбившегося "Прогресса", Вести.Ru связались с главным врачом ЦРБ Чойского района республики Алтай Александром Хряпенковым.
Некоторые СМИ сообщают о десятках якобы отравившихся гептилом в районе падения "Прогресса", однако главврач ЦРБ эту информацию не подтвердил. "Ни одного пострадавшего мы не видели, за медпомощью никто не обращался, и никаких сведений о пострадавших нет", - сказал Хряпенков.
Сейчас, по его словам, МЧС везде выставило кордоны и запрещает посещать лес. "По гептилу ситуация понятная, но сколько раз брали пробу воды и воздуха, ничего опасного не находили. Гептил ведь содержится на растениях и в почве, так что главное - чтобы народ за орехами и ягодами в лес не ходил", - говорит главврач ЦРБ.
По его словам, местные жители находят "космические" обломки очень часто. "Я и сам находил, - признается Хряпенков. - Но мы к ним не прикасаемся. Потому что остатки гептила на поверхности обломков все равно существуют".
Местные жители уже приучены к тому, что на пути могут встретиться токсичные обломки ракет. Так что, по признанию врача, страха как такового нет. "Но есть дискомфорт, - признается он. - Потому что ты сам-то вряд ли пострадаешь. Но то, что пострадала природа, а, следовательно, и люди, которые проживают в районе падения "Прогресса", - это наверняка".


Комментариев нет:
Отправить комментарий