Сегодня предпринимателям доступны три основные возможности избавиться от ненужной фирмы: погасить долги и запустить общую процедуру ликвидации, всё бросить и ничего не делать или оставить без изменений кредиторскую задолженность и инициировать дело о банкротстве.
Первый вариант, вероятно, мало кому понравится. Особенно если учесть, что с партнерами, как правило, устанавливаются дружественные отношения, вследствие чего единственной задолженностью остается налоговая недоимка в бюджет.
Всё бросить и ничего не делать? Возможно. В июле 2005 года в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, определившие понятие недействующего юридического лица, а также порядок его исключения из ЕГРЮЛ. Юридическое лицо, которое в течение года не представляло предусмотренную законодательством о налогах и сборах отчетность и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Вот тут почитайте об ликвидация ООО. Далее решение регистрирующего органа о предстоящем исключении должно быть обнародовано в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. Если в течение трех месяцев (то есть за время действия публикации) в регистрирующий орган
поступят заявления от кредиторов, юридических или иных лиц, права и законные интересы которых затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, решение об исключении не принимается. В такой ситуации юридическое лицо может быть ликвидировано только в установленном гражданским законодательством порядке.
На первый взгляд, такой способ ликвидации подкупает своей простотой и низким уровнем затрат. Особенно это косаеться государственная регистрация некоммерческого партнерства. Однако если учесть текучку кадров в налоговых органах, невысокие зарплаты инспекторов, отсутствие единого систематизированного документооборота между отделами, а также российский менталитет, приходится признать: надеяться на собранность и внимательность налоговиков и должное отношение к своим обязанностям не приходится. Кроме того, кредиторы от случая к случаю могут знакомиться с «Вестником государственной регистрации».
Таким образом, «простой и эффективный» метод избавления от ненужного юрлица предстает в виде лотереи, где главным обстоятельством неустойчивости оказывается человеческий фактор. Проще говоря, ненужную вам компанию могут просто не занести в списки недействующих юридических лиц, в то время как вы терпеливо будете выжидать год, умышленно не сдавая отчетность и заморозив на счете несколько рублей. Достаточно вспомнить обратную ситуацию, произошедшую в январе 2007 года с ООО «Корал тревел» (входящим в пятерку крупнейших туроператоров России!), когда 46-я налоговая инспекция в Москве прекратила это юридическое лицо как не действующее. Еще есть возможность понадеяться на признание вашей фирмы отсутствующим должником, однако процесс расчистки госреестра юридических лиц от такого «балласта» путем банкротства отсутствующих должников запнулся о постановление пленума ВАС РФ от 20.12.2006 1, которое значительно усложнило подачу заявления на отсутствующих должников со стороны налоговых органов. До вступления в силу этого постановления только в период с января по май 2006 года из Управления ФНС по Москве в Арбитражный суд поступило около 14 тысяч заявлений, а с января по апрель 2007 года — единицы.
С другой стороны, поскольку поставленная перед регистрирующим органом задача приведения в порядок госреестра и избавления от брошенных фирм остается нерешенной, а возможность ликвидации отсутствующих должников через процедуру банкротства в массовом порядке утрачена, по всей видимости, у налоговых органов не остается никакой иной возможности, кроме как использовать недавно появившийся институт недействующего юридического лица.
Комментариев нет:
Отправить комментарий